Для тех, кто в интернете всерьез и надолго.
Создание сайтов, интернет-маркетинг, медиа-продвижение
+7 /3812/66-21-41
 
 

Реклама алкоголя вернется в Интернет и печать

С 1 января нынешнего года вступил в силу запрет на рекламу спиртного в печатных СМИ. В середине прошлого года рекламу спиртного убрали из интернета.

Еще раньше с уличной рекламы, телевидения и радио. До этого в интернете не существовало никаких ограничений на рекламу алкоголя, в то время как печатным изданиям не разрешалось размещать подобную рекламу на первой и последней полосах. По заявлениям ФАС, регулированию подлежат в том числе сайты вне российских доменных зон .ru и .рф, если те являются русскоязычными.

Российские СМИ пожаловались на снижение доходов от рекламы уже осенью 2012 года, несмотря на то, что объем рекламы алкоголя перед запретом вырос. Объем рекламы в российских печатных СМИ в первом квартале 2013 года составил 8-8,3 миллиарда рублей, сократившись на пять процентов по сравнению с тем же периодом 2012 года. Об этом говорится в отчете Ассоциации коммуникационных агентств России, опубликованном на сайте организации. Падение рынка в печатных СМИ эксперты связали с запретом на рекламу алкоголя, который действует с начала 2013 года, сообщает газета «Ведомости».

Тем временем все участники рекламного рынка отметили резкий рост продвижения алкоголя внутри помещений. После введения запретов на рекламу спиртного в печатных СМИ и интернете сегмент indoor стал основным способом продвижения этих товаров. Indoor-реклама подразумевает продвижение товаров внутри различных помещений — отелей, баров, ресторанов, торговых и бизнес-центров, супермаркетов и т.д. 

В Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) также говорят о росте популярности данного вида рекламы алкогольных товаров и этого направления в целом. Сами производители горячительных напитков тоже признают, что сейчас все рекламные бюджеты идут в данный сегмент.

Руслан Брагин о запрете рекламы алкоголя в интернете.

Результат

Фактически, сейчас спиртное можно рекламировать только внутри зданий, но и здесь есть определенные ограничения (транспортные, детские, культурные объекты и др.). Спиртное крепче 5% можно рекламировать только непосредственно в местах продаж.

Сегодня штраф для юридических лиц за размещение рекламы в неположенном месте составляет от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.

С момента вступления в силу запретов на рекламу алкоголя в прессе и интернете, продажи вина в России сократились на семь процентов во втором полугодии 2012 года и еще на шесть — в первом квартале 2013 года. В январе и феврале этого года продажи водки снизились на 20-25 процентов, сообщает Lenta.ru.

Что дальше?

Однако, частично реклама алкоголя в СМИ может вернуться. Межфракционная рабочая группа по защите прав предпринимателей в Госдуме подготовила поправки к закону «О рекламе», разрешающие рекламировать вино в периодической прессе и интернете. Об этом пишет газета «Известия».

Поправки, которые в мае внесет в Госдуму депутат от фракции «Единая Россия» Виктор Звагельский, распространятся только на тихие и игристые вина. Депутаты решили разрешить их рекламу, чтобы поддержать российских производителей вин, которым сложно другим образом сообщить о себе потребителям. Кроме того, в законопроекте отмечается, что употребление вина не приводит к росту алкоголизма так же, как употребление более крепких напитков. Согласно поправкам, будет разрешена реклама только качественных вин, не опасных для здоровья.

Электронные СМИ и интернет-сайты в свою очередь изыскивают возможности удержать рекламодателей из числа производителей алкоголя. Например, музыкальный портал Zaycev.net предложил способ обойти запрет на рекламу алкоголя в интернете. Об этом сообщает «РБК daily» со ссылкой на презентацию портала, оказавшуюся в распоряжении редакции.

Zaycev.net предложил рекламным агентствам и производителям водки размещать рекламу продукции в качестве обложек песен, которые скачивают пользователи. Такие обложки видны при проигрывании музыки в плеере, на компьютере, планшете или смартфоне.

Стоимость такой рекламы составит пять тысяч долларов за миллион скачанных песен, отмечает издание. По данным портала, в день пользователи скачивают по 2,5 миллиона композиций.

Представители музыкального портала считают, что предложенный метод не нарушает закона, так как пользователь видит рекламу вне интернета. Замначальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы Татьяна Никитина заявила РБК, что реклама водки разрешена только в местах ее продажи. Способ, описанный в презентации Zaycev.net, будет нарушать закон, уверена она.

А что в Сибири?

Сибирские пивовары тоже предпринимают активные действия. Например, в Томске 30 мая 2013 года рекламный совет, а 4 июня 2013 года общественно-консультативный совет при Томском УФАС России поддержали предложения ОАО "Томское пиво" об изменениях Федерального закона " О рекламе". Предложения касаются определения правового режима для печатных СМИ, специализирующихся на информации о деятельности пивоваренной отрасли. В частности, предлагалось внести изменение в п.1 ч.2 ст.21 ФЗ «О рекламе», позволяющее распространять рекламу пива и алкоголя в печатных СМИ с указанной специализацией. 

Доводы томского производителя пива были услышаны и единогласно поддержаны участниками совета. В ближайшее время антимонопольный орган направит письмо с соответствующими предложениями в Центральный аппарат ФАС России.

Будем следить за последствиями...

Справочная информация

По данным Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя, россияне в среднем употребляют около 4,5 литра вина в год, в то время как крепких напитков и пива —16 и 75 литров соответственно. 

 

 

Потребление алкоголя на душу населения в мире и в России. 
Интересные факты про производство алкоголя.
По материалам статьи А.М. Соловьева "Производство и оборот алкогольной продукции в мире"

Страна

Количество абсолютного алкоголя, л.

Уганда

19,47

Люксембург

17,54

Чехия

16,21

Ирландия

14,45

Молдова

13,88

Франция

13,39

Германия

12,89

Хорватия

12,66

Португалия

12,49

Словакия

12,41

Литва

12,32

Испания

12,25

Австрия

12,58

Дания

11,93

Венгрия

11,92

Швейцария

11,53

Россия

10,58

Финляндия

10,43

Великобритания

10,39

Как видно из таблицы - больше, чем в России пьет чуть ли не пол Европы! Однако есть большая разница между тем, что потребляют в Европе и тем, что потребляют в России. У нас водка по большей части изготовлена из нефтепродуктов, пиво превратилось в сомнительный продукт, все дешевое вино (< 250 руб) - это суррогат из порошков, да и вообще, больше половины спиртного у нас подделка.

Кроме того, в разных странах разный порог определения напитка алкоголем, например:
ЮАР = 1 промилле;
Колумбия = 0.5;
Аргентина = 0.5;
Никарагуа = 12;
США = 0.5;
Беларусь, Украина = 6;
Германия = 1.2;
Италия = 0.1;
Россия = 1.5;

 

Возврат к списку

Примеры сайтов

Портфолио Кейсы рекламных кампаний
METRO-HR, интранет-версия
METRO-HR, интранет-версия
Интранет-версия
Вода “Подгородная”
Вода “Подгородная”
Интернет-магазин
АгроЦентр "Дружино"
АгроЦентр "Дружино"
Информационный сайт